Герой рубрики "Лица Филатовской" - Надежда Олеговна Ерохина - талантливый молодой хирург

Надежда Олеговна Ерохина в рубрике "Лица Филатовской"

Надежда Олеговна Ерохина

Талантливый молодой хирург детской больницы имени Филатова, 33 года, обладатель звания "Московский врач", в 2013 году закончила Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова по специальности педиатрия.
Стаж работы в Филатовской 8 лет, из них два года в детской урологии, 6 лет в отделении хирургии новорожденных и недоношенных.

Сделайте хобби своей профессией и вам не придется ходить на работу

Надежда Олеговна, первый вопрос традиционный - почему решили стать врачом? С чего всё началось?

Врачом я хотела стать всю жизнь, сколько помню себя. Мой папа очень пострадал из-за неправильно выполненной операции, поэтому я еще в детстве решила - только хирургия. И чтобы никаких ошибок, чтобы такого больше ни с кем не случилось. Школьницей я научилась делать уколы папе, да и навещать его в больницах приходилось очень часто. Так что других вариантов просто не было. У меня даже куклы все были "прооперированы". Я резала их ножом и потом зашивала. Жили мы тогда очень скромно, и куклы обычно доставались от кого-то в наследство уже старые, видавшие виды, поэтому для таких занятий вполне годились. Хотя в то время больше всего игрушек у меня было из трубочек для капельниц - папа делал такие, когда лежал в больницах.

Надежда Олеговна Ерохина за работой

А почему потом хирургия все же детская?

Дети, тем более, совсем маленькие - самые беспомощные и самые благодарные пациенты. Станет чуть лучше, и тут же мгновенная отдача, они сразу реагируют, оживают буквально на глазах. И при этом никаких капризов, как у взрослых или детей постарше. Новорожденные - настоящие бойцы, они так держатся за жизнь, что всем остальным у них можно только поучиться. Ну, а хирургия это вообще волшебство. Это искусство.

Если это искусство, то, наверное, у вас есть операции любимые и нелюбимые? Или так ставить вопрос нельзя?

Все операции выполняются с одинаковой ответственностью, но любимые все же есть. Например, операции по имплантации мочеточника, на мочевом пузыре, выделяешь это всё и делаешь «розочку»… Но тут, наверное, сказывается мое урологическое прошлое. Еще люблю операции на кишечнике... Мне вообще больше нравится "живая", "открытая" хирургия. Сейчас 40 процентов операций у нас проводится малоинвазивно - эндоскопически и лапароскопически. Это прекрасно и правильно, такие вмешательства малыши переносят легче. Но в сложных случаях классический, открытый способ ничто не заменит - так все же удобнее и быстрее. Да и более красиво...

Красиво? Вам хирургический разрез кажется красивым?

Не сам разрез, а то, что можно сделать с его помощью. Ведь хорошо смотреться должны не только наружные швы, но и внутренние. Надо стремиться всё сделать так, как было задумано природой, если бы в организме не произошел какой-то сбой. Поэтому все хирурги перфекционисты, и я не исключение. Это такая работа, которую надо выполнять только идеально, подход "да ладно, сойдет и так" здесь просто невозможен.

А кого вы считаете своими учителями в хирургии?

Очень многих. Моим первым наставником был НамирАднанович Аль-Машат, он, можно сказать, ввел меня в хирургию, когда я была еще студенткой. В урологии огромную роль сыграла Татьяна Андреевна Склярова, а когда я перешла в хирургию новорожденных, то просто хвостом ходила за Василием Сергеевичем Шумихиным, буквально впитывала каждое его слово. Безусловно, учусь и у профессора нашего отделения Ольги Геннадиевны Мокрушиной, и у Марины Владимировны Левитской...

А в первое время после урологии не страшно было делать операции новорожденным и, тем более, недоношенным? Сколько весил ваш самый маленький пациент?

Самый маленький весил 480 граммов, все прошло хорошо. Да нет, не страшно. Ну если только совсем чуть-чуть... До первой самостоятельной операции я столько ассистировала, что чувствовала себя достаточно уверенно. Да и опыт урологии, конечно, пригодился, а до этого была и учеба на тренажерах. С 2010 года я ходила в Кружок детской хирургии в Филатовской больнице, участвовала в хирургических олимпиадах. Существует много тренажеров, мы постоянно придумывали новые, сами делали их из губок, эндоскопию отрабатывали в закрытых коробках... Каждое движение было доведено до автоматизма. Я и дома часто повторяла упражнения для отработки мелкой моторики. Очень полезно шить, например. Но не просто так, а инструментом. Знаете, как я делала? Брала иглодержатель, пинцет и шовный материал. И так пришивала оторванную пуговицу…

А вы считаете, что профессия хирурга все же больше мужская или женская? Или тут разницы нет?

Разницы нет, но у женщины-хирурга должны быть качества, которые часто почему-то приписывают исключительно мужчинам. Уверенность в своих силах, умение быстро принимать решения, внутренняя дисциплина и даже жесткость в определенных пределах. Ну, а забота о новорожденных для женщин вообще более естественна, это то, что заложено в нас на генетическом уровне. Тут нужно еще иметь материнское сердце.

А у вас есть дети?

Да, трое. Старшему Сереже 14 и есть еще трехлетние близнецы - Дима и Олеся.

Ничего себе! И как вы всё успеваете?

Благодаря мужу и маме, они очень помогают, без них я бы не справилась. Ведь я провожу на работе гораздо больше времени, чем дома. Старшего сына, когда он был маленьким, даже брала как-то с собой в Филатовскую, в тот день у нас пошел на улучшение один тяжелый ребенок, он видел как все радовались, как была счастлива его мама, она Сереже так расхвалила всех наших врачей, что тот потом смотрел на меня с изумлением. Близнецы на работе пока не были, но медицинскую терминологию дома все знают хорошо, она же постоянно на слуху. Сережа в шесть лет прекрасно выговаривал слово "уретероцистонеоимлантация".

А сам он не хочет стать врачом?

Нет, он хочет стать музыкантом, играет на пианино и органе, причем играет отлично. Есть в кого - у меня прапрадед был композитором, а бабушка закончила Гнесинку. Сама я на музыкальных инструментах не играю - хотя жаль, это тоже развитие мелкой моторики, но стихи иногда пишу...

Прочитаете?

Наизусть целиком не помню... Ну вот есть одно, которое для меня больше молитва, чем стихотворение. Молитва о детях - здоровых и болеющих. Заканчивается она так:
Храни их, Господи, от боли и болезней
И дай мне сил помочь, кому должна,
Мне верится, мой Отче, что на свете
Я именно за этим рождена...
А сейчас я очень хочу дописать одно стихотворение про родителей бывших пациентов. Они так помогают в сложные моменты, на работе бывают трудности, состояние ребенка никак не улучшается, тогда не находишь себе места - думаешь и думаешь. Я в такие дни перечитываю сообщения родителей уже давно выписанных детей. Они же остаются на связи, пишут о своих успехах: мы уже играем в футбол! мы научились плавать! И это так греет... Ну а там и наш сложный ребенок пойдет на поправку, и через несколько лет его мама тоже напишет - играем в футбол! Ну какая работа может с этим сравниться?

Это уж точно... И последний вопрос - как вы видите себя через 10 лет?

Да так же. Детский врач-хирург. Ну, может, наконец, допишу диссертацию. Хотя это не главное. Главное для меня - практическая хирургия, то, без чего я себя просто не представляю. Это и призвание, и любимое дело, и хобби. Это ведь про меня говорят - сделайте хобби своей профессией и вам не придется ходить на работу.