Василий Сергеевич Шумихин в рубрике "Лица Филатовской"
Василий Сергеевич Шумихин
с 2011 года заведующий отделением хирургии новорожденных и недоношенных детей ДГКБ им. Н.Ф.Филатова, кандидат медицинских наук, обладатель статуса "Московский врач"
Случайностей не бывает
Василий Сергеевич, первый вопрос традиционный - как вы пришли в медицину, что повлияло, были ли в семье медики?
Медиков в семье не было, родители у меня инженеры, правда прабабушка, которую я не застал, была сестрой милосердия в Марфо-Мариинской обители. Может быть, стремление помогать людям как-то передалось от нее... Хотя в медицину я попал, можно сказать, случайно - друг поступал во Второй Мед (РНИМУ им.Пирогова), ну и я решил подать документы за компанию, тем более, что в старших классах ходил в клуб Юный Медик при этом институте. Было интересно, но я ходил еще и в геологический кружок, так что в 1995 году, закончив школу с золотой медалью, стал выбирать между медициной и геологией. Выбрал, как видите, медицину. И не ошибся. Так что я считаю, что случайностей просто не бывает.
А почему вы выбрали именно педиатрию, а позже хирургию? Тоже за компанию?
Нет, это было уже осознанно. Мне казалось, что педиатр - это более универсально, он может лечить и детей и взрослых. Ну, а на выбор врачебной специальности повлияли учителя - Юрий Федорович Исаков, Эдуард Александрович Степанов, Дмитрий Юрьевич Выборнов,Татьяна Васильевна Красовская, Надежда Владимировна Голоденко, Людмила Борисовна Меновщикова, Ольга Геннадьевна Мокрушина... На третьем курсе я попал в Филатовскую сначала санитаром - мыл окна в приемном отделении, через год отрабатывал здесь практику уже как медбрат. Тогда же я стал ходить и в студенческий кружок детской хирургии при кафедре, который теперь веду уже сам.
А когда вы поняли, что хотите заниматься именно хирургией новорожденных и почему?
В хирургию новорожденных мало кто шел, это область считалась самой сложной - пациенты весят по два-три килограмма, сами пожаловаться ни на что не могут, а привычный сейчас ультразвук тогда еще только появлялся. Но новорожденными я стал заниматься не сразу, после окончания института сначала работал в РДКБ в отделениях урологии, абдоминальной хирургии. Ну, а в 2002 году пришел в Филатовскую в травматологию, экстренную хирургию, а потом уже к самым маленьким. Сначала устроился на кафедру детской хирургии, защитил кандидатскую диссертацию. Ничуть не жалею, что поработал и в других "направлениях" - сейчас это очень помогает с новорожденными.
Какие операции сейчас проводятся в вашем отделении? Чем оно уникально?
Наверное, уникально, в первую очередь, школой и накопленным опытом. Первая палата для оказания хирургической помощи новорожденным была открыта в Филатовской детской больнице еще в 1959 году, в 1973-ем уже появилось первое такое отделение. У истоков его создания стояли Татьяна Васильевна Красовская, Любовь Алексеевна Романова, Лариса Михайловна Кондратьева. Сейчас каждый год в отделении проходят лечение больше тысячи детей, выполняется более 1000 операций. У нас самый большой в стране опыт по ранней хирургической коррекции врожденной патологии у детей: гастрошизиса и омфалоцеле, тератом крестцово-копчиковой области и другой локазизации, диафрагмальной грыжи, атрезии пищевода, 12-перстной, тонкой и толстой кишки, болезни Гиршпрунга, врожденного гидронефроза и т.д. Большинство операций проводится с использованием малоинвазивных технологий - торакоскопии, лапароскопии, цистоскопии. Постоянно растет и число недоношенных пациентов. За пять прошедших дет, например, у нас было таких около девятисот, причем больше ста из них весили в момент рождения меньше килограмма.
А какого самого маленького пациента приходилось оперировать вам?
460 граммов. Это был мальчик с энтероколитом (энетероколит - этовоспаление кишечника). Всё прошло хорошо.
Василий Сергеевич, ваша жена Марина Владимировна Шумихина тоже работает в Филатовской, нефрологом в отделении урологии. Как так получилось? Вы здесь и познакомились?
Нет, мы познакомились еще во время учебы в институте, в студенческом научном обществе, точнее, даже в приёмной проректора по научной работе. Через несколько лет поженились, сейчас у нас уже трое детей - 19-летний Евгений, 12-яя Анна и 5-летний Николай.
А когда же вы отдыхаете? Дома с женой, наверное, тоже постоянно говорите о работе?
Конечно, говорим, тем более у нас есть общие пациенты, но это же даже удобно - не надо ждать выхода на работу, чтобы обсудить что-то важное. А как отдыхаем... Ну как и все - во время совместных выходных и отпусков. Путешествуем, общаемся с друзьями, детьми, иногда я играю на гитаре (этой зимой Василий Сергеевич Шумихин выступал в Филатовском музее, исполнял песни известных бардов). Я закончил музыкальную школу по классу фортепиано, а гитару освоил самостоятельно. Очень люблю Окуджаву, Пастернака, Вознесенского... К Пушкину отношусь сложно. Писал он, конечно, отлично, но мне не очень близка та эпоха. Не могу, например, представить себе дуэль как метод выяснения отношений. Что еще? Ну, иногда я сам пишу стихи, хожу в Храм...
Ну и последний вопрос - какие черты характера у вас главные? Допустим, три.
Наверное, неконфликтность, честность. Точнее, я стараюсь, чтобы честность была главной чертой. Не знаю какая третья... Может быть, смелость. Когда мы заполняли анкету для получения статуса Московский врач, я написал девиз - "Ничего не бойся". Да, наверное, и правда я ничего не боюсь.
Совсем ничего? Даже каких-то мелочей типа змей и пауков?
Ну, если только змей и пауков... Хотя, скорее всего, это не боязнь. Обычно мы боимся того, кого просто не успели полюбить.